Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области информирует, что в 2012 году вступили в силу ряд законодательных изменений. В регистрационном процессе они очень важны и в некоторых случаях достаточно кардинально меняют сложившуюся практику.
1. Первое, на что бы мы хотели обратить внимание – это изменение в законодательстве о регистрации.
Так, изменены и дополнены ст. 16, 19, 20, 25, 25.1, 28 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – закон о регистрации). Данные изменения вступили в силу с 01.01.2012 г.
О предоставлении документов на государственную регистрацию.
Заявитель вправе не представлять на государственную регистрацию прав разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в порядке межведомственного взаимодействия в уполномоченных органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Тем не менее обращаем внимание, что до 01.07.2012 г. предоставление разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если это правоустанавливающие документы, является обязательным.
Об основаниях для приостановления и отказа в государственной регистрации.
Статья 19 закона о регистрации дополнена правом государственного регистратора приостановить государственную регистрацию прав по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Заявитель в данном случае уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе. В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.
Пункт 1 ст. 20 закона о регистрации дополнен основанием для отказа в государственной регистрации прав: в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
О государственной регистрации арестов.
Абзацы 2 и 4 п. 3 ст. 28 закона о регистрации предусматривают возможность направления заверенной копии решения о наложении (снятии) ареста либо сведений, содержащихся в решении о наложении (снятии) ареста, оформленных в виде выписки из решения о наложении (снятии) ареста, в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Такой документ является основанием для соответствующей государственной регистрации.
Хранение документов, поступивших в электронной форме, осуществляется на Портале Росреестра, данные документы идентифицируются именем файла.
2. Федеральным законом от 06.12.2011г. №405-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка обращения взыскания на заложенное имущество» внесены изменения в некоторые законодательные акты Российской Федерации. Данные изменения вступили в силу 07.03.2012.
Изменения внесены в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993г. №4462-1.
Нотариусу предоставлено право подачи на государственную регистрацию следующих документов:
- заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые документы, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия,
- заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке по нотариально удостоверенному договору об ипотеке,
- договор, обязательства по которому обеспечены залогом,
- нотариально удостоверенный договор о залоге, содержащий условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке,
- документ, подтверждающий исполнение залогодателем обеспеченного залогом обязательства и подписанный залогодержателем,
- закладную, содержащую отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, в случае, если права залогодержателя удостоверены закладной.
Кроме того, нотариус вправе получить свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате дополнены ст. 86.1 «Передача или подача заявлений в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в которой определен порядок обращения нотариуса в регистрирующий орган. Следует обратить внимание, что указанная статья закона устанавливает перечень документов, которые должны быть представлены нотариусом (помощником нотариуса (полномочия которого подтверждаются приказом)) для прекращения регистрационной записи об ипотеке.