Все строящиеся дома и готовые новостройки
Новосибирской области
Новосибирская область

ЖКХ: час расплаты

Тема оплаты коммунальных услуг всегда являлась одной из самых животрепещущих. Особенно это касается такого понятия как общедомовые нужды, с которыми связано больше всего вопросов и претензий. Должны ли жильцы платить за злостных должников и как это предотвратить, разбирался журналист портала Reforum.
ЖКХ

Тема оплаты коммунальных услуг всегда являлась одной из самых животрепещущих. Особенно это касается такого понятия как общедомовые нужды, с которыми связано больше всего вопросов и претензий. Должны ли жильцы платить за злостных должников и как это предотвратить, разбирался журналист портала Reforum.

Что такое общедомовые нужды

Давайте сначала разберемся в понятиях. Жилищным кодексом РФ определен особый порядок расчета размера платы за коммунальные услуги. Их потребители оплачивают весь объем коммунальных ресурсов, зафиксированный коллективными приборами учета.

На смену коэффициентам в платежных документах пришло разделение позиций по каждой коммунальной услуге на две составляющие: индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Потребитель вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за коммунальные услуги отдельно за жилое помещение и отдельно за услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

И если с первым все более или менее понятно, и потребитель может экономить воду или электричество и платить меньше, то со вторым возникает проблема, ведь зачастую скалывается ситуация: если не платит сосед, платят все остальные.

Как распределяется?

В соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Если с платой за электроэнергию все прозрачно, поскольку у всех установлены счетчики, а общедомовые расходы за электричество, как правило, начисляются по единому тарифу, то с горячей и холодной водой возникают проблемы.

Так как счетчики воды стоят далеко не во всех квартирах, жители дома разделяются на два лагеря: те, кто платит в соответствии с тем, сколько «набежало» по счетчику, и те, у кого их нет, которые платят, исходя из общей нормы потребления воды.

- В соответствии с пунктом 44 Правил, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги не может превышать объема, рассчитанного исходя из нормативов потребления на общедомовые нужды. Норматив потребления на общедомовые нужды на холодную и горячую воду одинаков и составляет 0,027 куб. м на 1 кв. м. площади помещений общего пользования. Исключение составляют многоквартирные дома, в которых собственники помещений на общем собрании приняли решение о распределении разницы между показаниями общедомового и индивидуальных приборов учета по лицевым счетам граждан, - отметили в региональном Минстрое.

Таким образом, норма потребления воды определяется, исходя из числа прописанных в конкретной квартире. Но для российских реалий стандартна ситуация, что в квартире живут гораздо больше людей, чем прописано, соответственно, потребление воды превышает все нормативы. Таким образом, разницу между показаниями общедомового счетчика и суммой, уже оплаченной, восполняют все жильцы дома.

Если не согласен

Обычно распределением этой разницы занимается управляющая компания или ТСЖ. Однако здесь большое поле для различного рода махинаций, поскольку чтобы жителю самостоятельно рассчитать потребление коммунальных услуг, ему, как минимум, нужно знать три цифры. Это показания общедомового счетчика, сумма показаний индивидуальных счетчиков и сумма потребления по тем квартирам, где счетчика нет. Такие данные могут быть только у управляющий организации и получить их практически невозможно.

Кроме того, сами причины роста квартплаты могут быть различные: техническая ошибка бухгалтерии, корректировка ошибки, допущенной бухгалтерией в предыдущем месяце, попытка УК скрыть свои убытки, разнеся их по жильцам. Чтобы выяснить, какая из них конкретно повлияла на рост стоимости, собственнику следует для начала спросить об этом у самой управляющей компании. Для этого необходимо написать заявление на имя генерального директора управляющей компании, сделать в двух экземплярах и отнести в управляющую компанию, либо отправить заказным письмом с уведомлением.

В письменном виде УК должна ответить в течение 20 дней, в электронном - в течение двух дней. Эти документы должны стать основой для последующих разбирательств - в надзорных органах (Жилищной инспекции, Роспотребнадзоре) или суде.

Исполнитель в свою очередь обязан немедленно выдать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.

Если дома не оборудованы общедомовыми приборами учета

Граждане, проживающие в многоквартирных домах, которые не оборудованы общедомовыми приборами учета, в составе платы за услуги водопотребления отдельно должны вносить:

- плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, исходя из показаний индивидуальных приборов учета либо нормативов потребления;

- плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Кто контролирует?

Государственный контроль осуществляется государственными жилищными инспекциями. Кроме того, на сегодняшний день недавно созданному Министерству строительства и ЖКХ переданы функции по регулированию государственной политики в отношении ЖКХ.

Оцените статью
Поделиться

При копировании материала активная ссылка на reforum.ru обязательна

Актуальные предложения

Другие статьи