Они могут как создавать собственные девелоперские подразделения, так и выводить управление этими активами на аутсорсинг. Девелоперы могут остаться на заложенных объектах только как генподрядчики.
Застройщики вывели на рынок все ранее придержанные резервы, во II квартале предложение новостроек в Москве и области выросло примерно на 10%, но сделок на первичном рынке мало. По итогам первого полугодия их число сократилось в 3-6 раз по сравнению с докризисным периодом. Для компании считается удачей, если в месяц удается продать пять квартир. По данным IntermarkSavills, при сложившихся темпах продаж запаса жилья в домах бизнес-класса хватит на шесть лет, в классе премиум - на четыре года. А квартир эконом-класса при имеющемся спросе достаточно на два-три года.
Не получая средств от продажи жилья, девелоперы становятся заложниками банков-кредиторов. Сейчас ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, ВЭБ аккумулируют недвижимые активы, стоимость которых измеряется десятками и даже сотнями миллиардов рублей. Но банки пока не осознают, что же делать с этим достоянием.
Крупные банки могут позволить себе создать свой девелоперский бизнес, как это сделал, например, "Уралсиб". Хотя этим имеет смысл заниматься только после того, как восстановится рынок. Банкам выгоднее и проще оставить прежнего девелопера: с ним легче договориться по вознаграждению и он заинтересован в завершении стройки, особенно если раньше привлек соинвесторов - физических лиц.
Сейчас за реализацию проекта под ключ генподрядчики готовы браться за 15% от бюджета строительства в докризисное время их маржа достигала 25%. Участие в проектах на условиях fee-девелопмента позволяет без особых собственных вложений сохранить кадры и получить прибыль. Fee-девелопмент - перспективный рынок, возможность работы компании на нем не исключена.
Источник - PRO-Недвижимость